ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ СРЕДНЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РСФСР В НАЧАЛЕ 1920-Х ГГ. НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ (НА ПРИМЕРЕ ОРЛОВСКОЙ ГУБЕРНИИ)
ru
Научная статья|История культуры и просвещения
АннотацияПолный текстИсточникиФайлыАвторыАльтметрики
Целью статьи является выявление особенностей процесса становления среднего педагогического образования в РСФСР на региональном (губернском) уровне в начале 1920-х гг. (на примере Орловской губернии). Указанная цель реализуется в конкретно-историческом контексте - в контексте формирования единой трудовой школы. Основными принципами её работы были единство, народность, общедоступность, обязательность и пр. Особое внимание уделяется трудовому характеру школы, определяемому спецификой «земледельческого и промышленного труда». Решаемая автором научная задача укладывается в русло проблемы всестороннего анализа и экстраполяции на современность исторического опыта трансформаций системы среднего профессионального образования, особенно в переломные моменты отечественной истории, одним из которых является момент становления советской государственности в России. С учетом специфики процесса формирования суверенной системы образования на современном этапе эта задача обретает особую актуальность. С использованием общенаучных и специально-исторических методов исследования автор выявляет и классифицирует проблемы становления среднего педагогического образования на региональном (губернском) уровне. Так, с помощью структурно-функционального метода выявлены общие проблемы становления единой трудовой школы. Применение общенаучных методов анализа и синтеза позволило выявить проблемы субъективного характера, вставшие перед местными органами управления средним профессиональным образованием и рассматриваемые в период начала 1920-х гг. отечественной истории. Использование таких специально-исторических методов, как историко-сравнительный и историко-системный, стало основой формулирования выводов о специфике мер, предпринимавшихся органами управления народным образованием и руководством образовательных учреждений среднего педагогического образования в целях становления образовательного процесса на местах. На материалах Ливенского педагогического техникума рассматриваются проблемы организационного, учебно-методического и хозяйственного характера, традиционно решаемые местными органами управления народным образованием в сфере развития среднего педагогического образования. Новизна исследования - в изучении закономерностей процесса становления среднего педагогического образования на местном (губернском) уровне в один из самых напряженных и противоречивых периодов отечественной истории. Хронология данного периода охватывает завершающий этап Гражданской войны, затем переход от политики военного коммунизма к новой экономической политике. Результатом преодоления проблем в системе образования становится борьба с безграмотностью. Автор, подчеркивая положительную динамику разрешения перечисленных проблем, выдвигает и обосновывает тезис, что указанная динамика свидетельствует о том значении, которое придавалось в начале 1920-х гг. среднему педагогическому образованию в контексте централизации профессионального образования.
Ключевые слова: педагогическое образование, среднее педагогическое образование, губернский отдел профессионального образования, педагогические курсы, педагогический техникум, Единая Трудовая Школа, школьный работник I ступени
УДК: 94(470.319)"1920":377.8
Статья поступила: 17.09.2023
Статья принята: 21.01.2024
Герейханова А. Урок длиною в год. Владимир Путин обозначил главные приоритеты воспитания и образования российской молодежи // Российская газета. - 2023. - № 46 (3 марта).
Государственный архив Орловской области (ГАОО). - Ф.1087. - Оп.1. - Д.330 ("Устав Ливенских одногодичных педагогических курсов, сведения о педагогическом техникуме в г. Ливнах, список преподавателей техникума").
ГАОО. - Ф.Р-1. - Д.396 ("Исполнительный комитет Орловского губернского совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов (Губисполком)").
ГАОО. - Ф. 1087. - Оп. 1. - Д. 331 ("Приказы по Губпрофобру").
Декрет ВЦИК от 16.10.1918 г. "О Единой трудовой школе РСФСР (Положение) // Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1917-1918 гг. Управление делами Совнаркома СССР. - М., 1942. - С. 1026-1030.
Декрет СНК от 29.01.1920 г. "О правах и обязанностях Главного комитета профессионально-технического образования (Положение)" // Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства за 1920 г. - М., 1943. - С. 38-39.
Луначарский А.В. Основные принципы Единой трудовой школы (от Государственной комиссии по просвещению 16 октября 1918 года // Народное образование. - 1999. - № 10.
Первый Орловский университет 1919-2019 / Д.В. Аронов, И.В. Гончарова / Под общ. ред. д-ра техн. наук, проф. О.В. Пилипенко. - Орёл: ОГУ имени И. С. Тургенева, 2019. - 192 с.
Профессионально-педагогическое и профессионально-техническое образование в России: к столетию становления и развития. 1920-2020 гг.: сборник документов: в 3 томах / авт.-сост. Ю.И. Биктуганов, Е.М. Дорожкин, Л.В. Захаровский, М.Б. Ларионова, И.В. Осипова, С.Л. Разинков; под ред. Е.М. Дорожкина, Л.В. Захаровского. - Екатеринбург: Издательство Российского государственного профильного педагогического университета, 2020. - Т. 2: Профессионально-педагогическое образование. - 546 с.
Распоряжение Правительства РФ от 24.06.2022 № 1688-р "Об утверждении Концепции подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года". [Электронный ресурс]. - Режим доступа свободный. - URL: http://government.ru/docs/all/141781/ (дата обращения: 02.04.2024).
© Статья. ШЛЯХОВА Валерия Владимировна, 2024.