ПЕРЕДВИЖНЫЕ ВЫСТАВКИ КАК ВЕДУЩАЯ ФОРМА ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРЛОВСКОЙ КАРТИННОЙ ГАЛЕРЕИ (1950-2000-Е ГГ.)
ru
Научная статья|История культуры и просвещения
АннотацияПолный текстИсточникиФайлыАвторыАльтметрики
ЧЕТВЕРИКОВА Алиса Сергеевна
Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС
Основной целью статьи является анализ передвижных выставок как приоритетной формы научно-просветительской деятельности на примере Орловской картинной галереи. Создание этой галереи и других подобных открытых художественных музеев, по мнению организаторов, должно было способствовать эстетическому воспитанию и просвещению населения. Поэтому функционирование и организация выставок, подбор экспозиций и авторов выступают предметом пристального внимания при подведении результатов этой многогранной деятельности. Музеи и галереи, в соответствии с идеологией партии, должны были стать доступными. Но не все формы просветительской работы были востребованы и соответствовали этому принципу. Формируя обязательства коллектива Орловской картинной галереи, руководство указывало на необходимость усиления работы по эстетическому воспитанию трудящихся города и области. Были разработаны рекомендации по проведению широкой выставочной работы за пределами картинной галереи. Особая роль в развитии этой деятельности возлагалась на передвижные выставки. Они способствовали тому, чтобы максимально большее число лиц их посещало. Выставки носили творческий и тематический характер, став важнейшей формой идейно-эстетического развития. При изучении материалов, связанных с работой передвижных выставок картинной галереи, стало возможным сделать выводы о результатах такой деятельности и о её актуальности и востребованности в работе картинной галереи. Достижением галереи явилось преобладание в составе выставок оригинальных, фондовых произведений, давших возможность осуществить наиболее тесный контакт между произведением искусства, художником и зрителем. Это стало основанием для создания передвижного фонда и большего пополнения собрания галереи разнообразными работами советских и местных, орловских художников, что значительно повышало значение проводимых мероприятий и позволяло достигать большей эффективности. Становится очевидно, что передвижные выставки как самая актуальная форма научно-просветительской деятельности Орловской картинной галереи заняли ведущее место среди других видов музейной работы. Такой анализ даёт возможность выявить и усовершенствовать способы реализации передвижных выставок и их полноценного функционирования для получения наибольших результатов такой деятельности в современных музеях и галереях. Результатами исследования можно считать выводы о необходимости проведения передвижных выставок в музеях и картинных галереях, так как анализ материалов данной тематики показал, что такая научно-просветительская деятельность была актуальна и будет востребована и далее, поскольку является наиболее интересной формой представления изобразительного искусства для большинства зрителей.
Ключевые слова: передвижные выставки, внемузейные формы работы, Орловская картинная галерея, идеология в культуре, научно-просветительская деятельность, формы музейной работы
УДК: 75.03(470.319)
Статья поступила: 03.12.2023
Статья принята: 18.03.2024
Возницкий Б.Г. Выставочная деятельность художественного музея в сельской местности / Материалы Всесоюзной научной конференции-семинара музейных сотрудников "Задачи совершенствования выставочной деятельности как одной из важнейших форм научной работы художественных музеев СССР". - М: Типография МК СССР, ноябрь 1985. - С. 164-176.
Вопросы массовой научно-просветительной работы музеев: [Сборник] / Министерство культуры РСФСР. Научно-исследовательский институт музеев. - М.: [б. и.], 1961. - 499 с.
Выставочная деятельность музеев и картинных галерей / Труды научно-исследовательского института культуры (Министерство культуры РСФСР. Научно-исследовательский институт культуры; Т. 8) / науч. ред. - М.: [б. и.], 1972. - 99 с.
Данилова Л.А. Музеи: итоги, задачи / Музейное дело в СССР. - М.: "Советская Россия", 1970 - С. 9-36.
Зузыкина Н.М. Массовая научно-просветительная работа музеев на современном этапе / Вопросы массовой научно-просветительной работы музеев. - М., 1961. - 200 с.
Киракозова Н.А. Роль сельских картинных галерей в воспитании эстетической культуры у населения (Из опыта работы Ставропольского краевого музея изобразительных искусств) / Сборник докладов Всесоюзной конференции-семинара музейных сотрудников "Решения XXVI съезда КПСС и задачи научной пропаганды искусства в художественных музеях Советского Союза. - Ереван: Типография МК СССР, октябрь 1982. - С. 343-349.
Круглый И.А. К истории создания орловской областной картинной галереи / из книги воспоминаний. - Орёл.: Издатель А. Воробьёв. - 2007. - 28 с.
Курлат Ф.Л. XXIV съезд КПСС и задачи научно-просветительной работы музеев / Труды научно-исследовательского института культуры. Т. 4. Вопросы массовой работы музеев. - М.: Мытищинская типография, 1972. - С. 3-22.
Лурье В.Г. Научно-просветительная работа музеев с сельским населением / Научно-просветительная работа музеев с сельским населением. - М., 1975. - С. 64-121.
Минц Н.В. Некоторые вопросы организации научно-исследовательской работы в местных художественных музеях / Труды научно-исследовательского института музееведения. Вып. 17. "Научная работа в художественных музеях". - М.: Типография Профиздата, 1965. - С. 5-32.
Областной съезд работников культуры // Орловская правда. - 1959. - 27 марта. - С. 2.
Орловская областная картинная галерея. Советское искусство. Каталог "Живопись, графика, скульптура" / сост. С.С. Киселёва. - Л.: "Художник РСФСР", 1979. - 160 с.
Павлюченко Э.А. Фондовые выставки в краеведческих музеях (Труды научно-исследовательского института культуры. Т.8.) / Вставочная деятельность музеев и картинных галерей. - М., 1972. - С. 69-85.
Times citedRecent citationsField Citation RatioRelative Citation Ratio
© Статья. ЧЕТВЕРИКОВА Алиса Сергеевна, 2024.