НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ ПОРЕФОРМЕННОГО ПЕРИОДА: ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЗЕМСТВ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ
ru
Научная статья|Реформы и институты: история и современность
АннотацияПолный текстИсточникиФайлыАвторыАльтметрики
СЕЛЮТИНА Елена Николаевна
Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС
ХОЛОДОВ Владимир Александрович
Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС
Целью статьи является рассмотрение деятельности земств по реализации государственной социальной политики в сфере развития народного образования. Проведение реформ императором Александром II во второй половине XIX века обусловило потребность в квалифицированной рабочей силе, грамотных специалистах в различных областях государственной и общественной жизни: военной, промышленной, культурной, научной. Модернизация образования потребовала скорейшего разрешения таких вопросов как доступность, массовость образования, кардинальное совершенствование образовательного процесса, улучшение организационно-экономического механизма управления сферой образования, как элемента государственной социальной политики. Авторами сделаны выводы о том, что в развитии начального народного образования земства столкнулись с трудностями организационного и финансового характера. Деятельность земств в сфере образования не носила системного характера и находилась под жестким государственным контролем. Только после внесения изменений в законодательство и расширения земских полномочий по развитию образования удалось значительно увеличить количество земских школ, численность учеников, в том числе девочек и снизить уровень безграмотности населения.
Ключевые слова: социальная политика, земские учреждения, начальные народные училища, российская империя
УДК: 37.014.53(47)''18''
OECD: 5.03
Вахтеров В.П. Всеобщее обучение. - М.: Типография Товарищества И.Д. Сытина, 1897. - 216с.
Веселовский Б.Б. История земства за сорок лет. Т. 1. - СПб.: Издательство О.Н. Поповой, 1909-1911. - 750с.
Воронежское земство, 1865-1889 гг.: историко-статистический обзор / составил Ф. Щербина. - Воронеж: Издание Воронежского губернского земства, 1891. - 830с.
Земские ходатайства по вопросам народного образования. 1865-1905 гг. Справочное пособие для исследователей / сост. Э.Д. Днепров, И.Ю. Маклакова. - М.: Норма, 2014. - 234с.
Российское законодательство об образовании XIX - начала XX века: сборник документов: в 3т. / ред.-сост., ст., коммент. Э.Д. Днепров. Т.1. - М.: Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2017. - 832с.
Каптеров П.Ф., Музыченко А.Ф. Современные педагогические течения. - М.: Типография П.П. Рябушинского, 1913. - 220с.
Ливцов В.А., Матвеева Е.С. Влияние Орловского православного Петропавловского братства на распространение образования в Орловской губернии во второй половине XIX - начале XX века // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2015. - №3(66). - С.53-57.
Матвеева Е.С., Ливцов В.А., Филонов В.И. Деятельность комиссии духовных училищ по вопросам организации и поддержки системы духовного образования в XIX веке (на материалах Орловской губернии) // Былые годы. - 2021. - №16(1). - С.126-137.
Положение о начальных народных училищах 14 июля 1864 года // ПСЗРИ. Отд.II. Т.39. №41472. - СПб., 1867. - С.167-179.
Положение о губернских и уездных земских учреждениях 1 (13) января 1864 // ПСЗРИ. Отд. I. Т.39. №40457. - СПб., 1867. - С.1-10.
Пономарева Ю.Ю. Просветительская деятельность Орловского земства: монография. - Орёл: Издательство ОФ РАНХиГС, 2011. - 176с.
Сборник постановлений Владимирского губернского земского собрания 1865-95гг. - Владимир, 1896. - 544с.
Сборник постановлений Смоленского губернского земского собрания 1865-95гг. - Смоленск, 1896. - 614с.
Селютина Е.Н., Леонова О.В., Меркулов П.А. Социальная политика земств центральных губерний России по призрению детей во второй половине XIX - начале XX века // Былые годы. - 2022. - №17(1). - С.277-286.
© Статья. СЕЛЮТИНА Елена Николаевна, ХОЛОДОВ Владимир Александрович, 2022.