ДИСКУССИИ О ПРЕДПОСЫЛКАХ И РЕЗУЛЬТАТАХ ФОРМИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОДЕЛИ РОССИЙСКИХ ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
ru
Научная статья|Государство, религия, церковь
АннотацияПолный текстИсточникиФайлыАвторыАльтметрики
ШИХЕР Наталья Дмитриевна
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
Цель статьи - изучение проблемы выбора актуальной для современной России модели государственно-конфессиональных отношений. В научном сообществе данная проблематика вызывает интерес и острые дискуссии. В основном предлагаемые исследователями варианты сводятся к трем моделям: сепарационной, кооперационной или идентификационной (приоритета Русской Православной Церкви). Приверженцы сепарационной модели свидетельствуют о параллельном и независимом сосуществовании государства и религиозных объединений. Они, апеллировали конституционным принципом светскости. Сторонники кооперационной модели говорят об ориентации государства на взаимодействие с традиционными конфессиями и спорят относительно необходимости законодательной дифференциации религиозных объединений по признаку традиционности. Наконец, апологеты идентификационной модели полагают, что для России исторически и политически ближе модель примата Русской Православной Церкви. На наш взгляд, в России сложилась особая, гибридная модель государственно-конфессиональных отношений, которая может быть охарактеризована как преференциально-кооперацион-ная. Кооперационный ее характер связан с конституционными принципам светскости и равенства религиозных объединений, а также с политическим курсом действующей власти на сотрудничество с традиционными религиозными объединениями. Преференциальный характер обусловлен публичной лояльностью политической элиты к Русской Православной Церкви, государственной поддержкой деятельности Всемирного русского народного Собора, национально-культурной самоидентификацией общества с православной традицией.
Ключевые слова: модель государственно-конфессиональных отношений, государство и религия, светское государство, русская православная церковь
УДК: 316.652:322(470)''20''
OECD: 5.06
Бабошина Е.В. Правовая политика стран Западной Европы в сфере конфессиональных отношений // Философия права. - 2010. - №1. - С.62-65.
Баранов П.П. Совершенствование конституционно-правовых основ функционирования Русской православной церкви и гражданского общества // Философия права. - 2012. - №4(53). - С.15-19.
Богомазова Н.Л., Валеева Г.В., Слобожанин А.В. Специфика государственно-конфессиональных отношений в России (конец XX - начало XXI века) // Грамота. - 2019. - Т.12. - Выпуск 10. - C.219-222.
Зверева В.А., Белогубова Е.В. Диалектика государственно-конфессиональных отношений в России: историко-культурный аспект // Власть. - 2016. - №3. - С.97-100.
Исаев А.В. Роль и место Русской православной церкви в развитии государства: история и современность // Среднерусский вестник общественных наук. - 2010. - № 1. - С.138-148.
Кржевов В.С. Религия в современной России: духовное возрождение или клерикализация общества? // Философские науки. - 2012. - №10. - С.93-105.
Митрохин Н.А. Церковь, этнонационализм и государство // Pro et contra. - 2013. - №5. - С.6-16.
Мордовцева Т.В. Клерикализм в условиях светской российской государственности // Философия права. - 2013. - №4. - С.16-21.
Осавелюк А.М. Размышления о светском государстве (в свете изменений 2020 года в Конституции России) // Актуальные проблемы российского права. - 2020. - Т. 15. - №8(117). - С.32-42.
Понкин И.В. Правовые основы светскости государства и образования. - М.: Про-Пресс, 2003. - 416с.
Степакова И.В. Современное Российское государство и РПЦ: особенности и перспективы взаимоотношений // Политэкс. - 2011. - Т.7. - №3. - С.265-281.
Штекль К. Три модели церковно-государственных отношений в современной России // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. - 2018. - №3. - С.15-25.
Times citedRecent citationsField Citation RatioRelative Citation Ratio
© Статья. ШИХЕР Наталья Дмитриевна, 2022.